Объединение
профессионалов по управлению и развитию
человеческого капитала России


twit f 

Российский рынок карьерного консультирования. На старте.

14.12.2018


Мы начали цикл интервью
«Персоны Карьерного Консультирования».


интервью-пост-1200х630_3.jpgС Людмилой Кольцовой, специалистом по управлению карьерой с 13-летним стажем (сертификаты NCDA (США) и JCDA (Япония)), преподавателем ФДО (МИПК) РЭУ им. Г.В. Плеханова, членом Совета директоров Мастерской карьерного менеджмента продолжает беседу Ирина Захарова, карьерный консультант и коуч, руководитель Центра развития карьеры НК РЧК.

Скачать PDF-версию>>

В первой части Людмила рассказала о предыстории профессии и её входе в наш рынок, сравнении мировых и российской практик, подпрофессиях и специализациях, стандартах и качестве.

Часть 2. О клиентах и передовых технологиях. Заказчиков больше, чем тех, кому мы можем предложить свои услуги.

Поговорим о клиентах карьерных консультантов. Какой первый и главный вопрос вы задаете потенциальному заказчику, который к вам приходит?
Начинаем с вопроса: «В какой отрасли вы работаете?» У нас в Мастерской Карьерного Менеджмента (далее МКМ), не удивляйтесь, тоже очень плохо с кадрами. С одной стороны, заказчиков больше, чем тех, кому мы можем предложить свои услуги. С другой, мы не можем так быстро, как бы нам хотелось нанять множество карьерных консультантов, потому что не отработаны отраслевые технологии. Не все технологии, работающие в зарубежном менеджменте, применимы в России. Идём по пути карьерного консалтинга путем проб и ошибок. Японские коллеги уделяют нам очень много внимания и помогают, они этот путь уже прошли, и им «сверху видно все».   
 
Кто ваши клиенты? С какими запросами к вам обращаются клиенты?
У нас 3 направления – индивидуальное, корпоративное и обучение. И клиенты, соответственно – это частные лица, корпоративные клиенты и те, кто приходит к нам на обучение. И половинка, как я ее называю, – просветительская деятельность. Запросы разные: на вертикальную управленческую карьеру, очень много – на профессиональную карьеру и больше 50 процентов – это карьера интересов (зигзаг). Некоторые индивидуальные «разовые» клиенты переходят на долгосрочные договоры. Тут решающий критерий – перспективность – может ли человек, по нашей оценке, вырасти. А в основном карьера переходов – помогаем переходить с одного функционала на другой. Когда запросы: «Я хочу заниматься именно этим» или «Я хочу понимать перспективы именно этой профессии», или «Как мне развиваться, чтобы всегда иметь гарантию и быть востребованным на рынке труда?» – это карьера развития или карьера интересов, и мы разрабатываем индивидуальные планы. Конечно, занимаемся и помощью в поиске работы, но это, как правило, разовые консультации на начальном этапе.

Как и откуда клиенты приходят?     
Чаще всего по сарафанному радио. Когда наш клиент, с которым мы работаем и которому уже доверяем, говорит: «Я ручаюсь за человека», тогда встречаемся и понимаем, можем ли мы ему помочь и предложить ему договор. 

Договор с вами надо еще «заслужить»? Как это происходит?
Да, потому что это огромный труд. Когда твоя услуга эксклюзивна, ты можешь выбирать «свою» целевую аудиторию. Мы решаем по двум общим показателям: чем можем помочь, и каков уровень потенциала развития. Прежде чем встретиться, проводим свой небольшой экспертный анализ. Если беремся, то с заказчиком работает наш эксперт по конкретной индустрии.  

Мы узнаём о мировых трендах и технологиях карьерного консультирования от вас. Расскажите, как и где обновляете знания вы?   
Каждый год в марте проходит международная конференция карьерных консультантов, в предыдущие годы от России я была на ней одна. Участвую онлайн, просматриваю все площадки, там их бывает до 13-ти. Результатами всегда с удовольствием делюсь с коллегами, делаю обзор рынка карьерных консультантов.  
Наши японские партнёры - постоянный канал новой информации о современных технологиях. И японское сообщество карьерных консультантов получает и очень внимательно читает наши отчеты. Но мы дружим не только с Японией. За нами «следит» ERCA – международная аудиторская компания по оценке менеджмента. Им мы направляем отчеты о проделанной нами работе. Например, раз в квартал, отчет супервизора и т.д. С удовольствием помогаем нашим специалистам проходить сертификацию по зарубежному профессиональному стандарту в компании ERCA. 

Что даёт партнёрство с вами японским коллегам? 
Для них это по сути своей это маркетинговые исследования – через нас они понимают, что происходит на российском рынке труда, как мы развиваемся. Кроме того, у них практический интерес – большое количество японских предприятий, которые работают на территории России хотят понимать, что происходит на нашем рынке. Напрямую они это делают через свои HR-службы, а косвенно – через нас. Рынок стал широким, много россиян работает в Японии и наоборот. Японцы дальновидны, поэтому через нас, в том числе, могут увидеть перспективных людей. А сейчас к нам обратилась немецкая компания, мы ведем переговоры, так что немцам тоже это интересно.  

Пока наш рынок потребителей услуг карьерных консультантов ещё не сформировался. Вы сразу выходите на него с международными стандартами, нет ли разрыва?
Соответствовать международным стандартам для нас – самое главное и важное. Потому что мы не хотим быть кустарями – одиночками, которые придумывают свою идеологию. Мы стремимся становиться частью мирового рынка услуг карьерного консультирования. 
А разрыв есть и он большой. До сих пор к нам обращаются: помогите нам трудоустроиться, т.е. просто  – «устройте на работу». И мы все знаем коллег, которые кого-то куда-то постоянно устраивают. 
Но есть на рынке компании и консультанты, которые придерживаются стандартов оказания услуг в соответствии с мировой практикой.
Даже если человек трудоустраивается, наша задача помочь ему не потерять рабочее место в течение прохождения срока испытания  –  в период адаптации, потому что люди, как мы с Вами знаем, делают очень много ошибок в это период. А дальше для нас очень важна гарантия занятости нашего клиента. И тут встают вопросы: куда и как расти клиенту, и возникает показатель гарантии занятости в контексте профессионального роста и движения по карьере. При этом не так важно, как и куда хочет клиент расти и развиваться – это зависит от его конкретных способностей, склонностей и личной ситуации. Мы часто сталкивается с тем, что люди не видят иных вариантов управления своей занятостью, кроме управленческой карьеры. Есть разочарованные, в возрасте, которые не могут управлять EEX (управление опытом сотрудников - Employee Experience Management – популярный тренд в западном менеджменте, который почти не известен в Россию). Мы стараемся внедрять в нашу практику технологии EEX, выявлять и усиливать таланты наших клиентов.  

Тогда резюмируя, как звучит типовой клиентский запрос?
Один: Хочу поменять работу. Два: Помогите – попал в трясину, у меня болото, хочу чего-то новенького. Запросы не всегда про цель. Часто от непонимания ситуации. Третий запрос: Помогите найти работу. Четвертый: с которым мы не работаем)) Помогите моему мужу))

Как вы поступаете с клиентами с падающего или вообще с упавшего рынка? Отказываете?
Смотрим на какой близлежащий рынок человек может перейти. Например, из банкинга человек может перейти на работу с отчетностью в любую другую отрасль, на сетевую розницу. Помочь клиенту приспособиться к другой отраслевой системе – может быть отдельной протяженной во времени задачей.

Как поддерживать мотивацию клиента на протяжении всего времени работы с ним, если контракт продолжительный?
О, это одна из самых нерешенных наших проблем. Большинство в начале загорается, а потом, когда нужно делать что-то усердно и регулярно – все теряется. Я не очень люблю, если честно, работу с мотивацией. Потому что подвести-то лошадь к водопою я могу, но пить я ее не заставлю.  Я так выстраиваю план работы, чтобы он учитывал мотивационные колебания. 

Завершая тему клиентов, что для вас - типовой результат работы?     
Прежде всего, выполнение договора. Но, главный результат – понимание консультируемым,  что мы «дали» ему добавленную стоимость, которую без нас он бы не сделал, и он это осознаёт, и на обратной связи об этом говорит. Изменение отношения к управлению своей карьерой. Желание заключить договор – это тоже очень желательный и показательный для нас результат. Внутреннее удовлетворение: я сделал все, что мог. 
Для клиента – это всегда решение проблемы, с которой он пришел.

Продолжение следует…

По материалам: hrdevelopment.ru

	 

		

ОП_февраль_344x120.gif

21. etdconf-344x120-(hrdev).png

metrix_344_120_Монтажная область 1.jpg

BB_344х120_Монтажная область 1.jpg

ban_korporativ344x120.gif

344x120.jpg